Цикл с параметром. FOR
Этот цикл хорошо использовать, когда мы знаем сколько раз нужно выполнить повторение.
1. Конструкции цикла for на языке Pascal В этом цикле используется переменная целого типа (счетчик цикла), в котором ведется учет количества входов в цикл. При каждом новом входе значение счетчика изменяется на 1 (увеличивается или уменьшается). Как только значение выходит за пределы конечного значения, работа цикла прекращается и программа выполняется далее.
По возрастанию значения счетчика цикла for <счетчик цикла> := < начальное значение > to < конечное значение> do < тело цикла > Пример: for i:=1 to 5 do < тело цикла >
Цикл выполнится 5 раз. Переменная цикла (счетчик цикла) - i Начальное его значение - 1, конечное - 5. При выполнении команд значение счетчика увеличивается на 1. На каждом шаге выполняется проверка значения счетчика. Если оно больше конечного значения, то вход в цикл прекращается. Программа выполняется дальше, пропуская цикл.
По убыванию значения счетчика цикла
for := <начальное значение > downto <конечное значение> do < тело цикла >
Пример: for i:=5 downto 1 do < тело цикла > Начальное его значение - 5, конечное - 1. При выполнении команд значение счетчика уменьшается на 1. Здесь проверка на значение счетчика цикла не меньше 1.
2. Рассмотрим примеры. Пример 1. Выведем слово "Компьютер" 7 раз. Программа без цикла и с использованием цикла.
Преимущества очевидны. А если надо вывести слово 100 раз? Меняем 7 на 100. И ВСЁ!!!
Пример 2. Найдем сумму 10 чисел, введенных с клавиатуры. Для решения нам необходимы три переменные: a - для ввода значения числа с клавиатуры, s - значения суммы, i - переменная цикла for Алгоритм решения: Начальное значение суммы равно 0. Выполняем десять раз: вводим число с клавиатуры прибавляем это число к значению суммы. Выводим результирующую сумму. Тело цикла состоит из двух команд. Так ка после do выполняется только одна команда, то используем операторные скобки begin ... end;
3. Цикл в цикле.
Рассмотрим использование цикла в цикле. Нарисуем прямоугольник размером 5 на 7, состоящий из символов '0'. 0000000 0000000 0000000 0000000 0000000 Что у нас повторяется? 1. Повторяем прорисовку всей строки 5 раз. 2. Внутри каждого цикла повторяем: - семь раз прорисовываем символ 0 - переводим курсор на новую строку.
Так заметим, что более маленькое действие - прорисовка строки (это внутренний цикл). Более крупное действие - прорисовка пяти строк (внешний цикл). Внешний цикл состоит как бы из двух команд: 1) цикл по j и 2) команда writeln; поэтому тело внешнего цикла (по i) берем в операторные скобки (begin ... end;).
|